МКДО

Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.

Рособрнадзор разработал систему мониторинга качества  дошкольного  образования (МКДО) Российской Федерации, соответствующую требованиям Закона об образовании и ФГОС ДО и позволяющую учесть особенности реализации дошкольного образования в субъектах РФ.

Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.

ЦЕЛИ МКДО

   МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.

  МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.

  МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.

ЗАДАЧИ МКДО

МКДО призван решить следующие задачи:

- определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;

- определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;

- обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование  базы  надежных  данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;

- обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и  образовательной деятельности, в качестве  основы  для  развития  дошкольного  образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;

- обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.

ПРИНЦИПЫ МКДО

  1. Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
  2. Ориентация на поддержку разнообразия детства.
  3. Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
  4. Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
  5. Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
  6. Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
  7. Ориентация на непрерывное совершенствование.
  8. Ориентация на открытость и консенсус.

ОБЪЕКТЫ МКДО

- группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;

- система управления   образованием,   реализуемая   на    уровне  местного самоуправления;

- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;

- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.

ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА МКДО

  1. Образовательные ориентиры.
  2. Образовательная программа.
  3. Содержание образовательной деятельности.
  4. Образовательный процесс.
  5. Образовательные условия.
  6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
  7. Взаимодействие с родителями.
  8. Здоровье, безопасность и повседневный уход.
  9. Управление и развитие.

При реализации мониторинга в субъектах РФ может быть добавлена «Область качества 10. Реализация регионального компонента дошкольного образования». Показатели и индикаторы данной области качества могут отражать региональные особенности реализации дошкольного образования.

 

Мониторинг качества дошкольного образования

 


Показатели 

Критерии 

Подтверждающие информацию документы 

1.

Качество образовательных программ дошкольного образования 

 

 

Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО

 

1.1.

Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО

1

      

 https://radugasad21.ru/files/1180.pdf

1.2.

Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования

1

 https://radugasad21.ru/files/1251.pdf

 

1.3

Наличие созданных условий для обучающихся с ОВЗ

-

 -

1.4

Содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

1

 https://radugasad21.ru/files/1252.pdf

 

 

 

2. 

Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) 

 

Кадровые условия: 

Количество педагогов

 

2.1. 

Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами

4

 

 

 https://radugasad21.ru/files/1243.pdf

2.2.

Обеспеченность ДОО учебно­вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей)

1

 

 https://radugasad21.ru/files/1244.pdf

2.3.

Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)

3

 

 https://radugasad21.ru/files/1270.pdf

2.4.

Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО

4

 

 https://radugasad21.ru/files/1270.pdf

2.5.

Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников

2

 

 https://radugasad21.ru/files/1260.pdf

https://disk.yandex.ru/i/xl7rN7SqNws3dA

2.6.

Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников

0

 

2.7.

Нагрузка на педагогов

 

 

 https://radugasad21.ru/files/1261.pdf

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

 

Организация среды в ДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы

 

2.8.

Содержательная-насыщенность среды

1, спортивное оборудование

 

https://radugasad21.ru/files/1262.pdf

2.9.

Трансформируемость пространства

2

 

https://radugasad21.ru/files/1263.pdf

 

2.10.

Полифункциональность материалов

2

 

https://radugasad21.ru/files/1263.pdf

 

2.11.

Вариативность среды

2

 

https://radugasad21.ru/files/1264.pdf

 

 

 

 

 

Оценка взаимодействия сотрудников с детьми

 

2.12.

Доступность среды

1

https://radugasad21.ru/files/1265.pdf

 

2.13.

Безопасность предметно-пространственной среды

1

https://radugasad21.ru/files/1266.pdf

2.14.

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки

1

https://radugasad21.ru/files/1267.pdf

2.15.

Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей

друг с другом в разных видах деятельности

1

https://radugasad21.ru/files/1268.pdf

2.16.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

1

 https://radugasad21.ru/files/1269.pdf

 

2.17.

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

1

https://radugasad21.ru/files/1250.pdf

3.

Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)

 

Участие семьи в образовательной деятельности

 

 

Уровень взаимодействия с родителями и компетентность в данном направлении

 

3.1.

Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей

1

 https://radugasad21.ru/files/1236.pdf

 

3.2.

Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей

1

 https://radugasad21.ru/files/1253.pdf

 

 

 

Количество семей

3.3.

Количество семей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.)

15

 

 https://radugasad21.ru/files/1254.pdf

3.4.

Удовлетворённость семьи образовательными услугами

88%

 https://radugasad21.ru/files/1273.pdf

3.5.

Индивидуальная поддержка развития детей в семье

14

 https://radugasad21.ru/files/1274.pdf

4.

Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу

 

 

 

Соответствие всех элементов среды требованиям

 

4.1.

Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

 

 

 https://radugasad21.ru/files/1272.pdf

4.2.

Обеспечение комплексной безопасности в ДОО

2

 

 https://radugasad21.ru/files/1275.pdf

4.3.

Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми

   1

 https://radugasad21.ru/files/1271.pdf

5.

Повышение качества управления в ДОО

 

 

Оценка эффективности деятельности руководителя ДОО

 

5.1.

Наличие у руководителя требуемого

профессионального

образования

1

 https://radugasad21.ru/files/1270.pdf

5.2.

Разработана и функционирует ВСОКО в ДОО

1

 https://disk.yandex.ru/i/CV3MlPWr2C_SMQ

 

5.3.

Наличие программы развития ДОО

1

 https://radugasad21.ru/files/672.pdf


 

 

6.

Выявление успешных практик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мониторинг качества дошкольного образования
№    Показатели    Критерии    Подтверждающие информацию документы
1.    Качество образовательных программ дошкольного образования
        Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО   
1.1.    Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО    1    https://www.radugasad21.ru/files/935.pdf

https://disk.yandex.ru/i/421T-dzjI36M3g
1.2.    Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования    1   
https://disk.yandex.ru/i/_-YuHvnlkoMtzQ

https://disk.yandex.ru/i/mX6zgY9z8U3D-Q

1.3    Наличие созданных условий для обучающихся с ОВЗ    0    https://disk.yandex.ru/i/I4aN8v6H37X-0A

1.4    Содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие    1   
https://www.radugasad21.ru/files/1118.pdf


2.    Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
    Кадровые условия:    Количество педагогов   
2.1.    Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами    4

    https://disk.yandex.ru/i/svPFoxJbKk86hw

2.2.    Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей)    1
    https://disk.yandex.ru/i/hWz3Qbu-titNug

2.3.    Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)    3
    https://radugasad21.ru/files/1123.pdf

2.4.    Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО    4
    https://disk.yandex.ru/i/svPFoxJbKk86hw

2.5.    Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников    0
    
2.6.    Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников    0
    
2.7.    Нагрузка на педагогов   
    https://disk.yandex.ru/i/hWz3Qbu-titNug

    Развивающая предметно-пространственная среда
        Организация среды в ДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы    
2.8.    Содержательная-насыщенность среды    1, спортивное оборудование   
https://radugasad21.ru/files/1141.pdf

2.9.    Трансформируемость пространства    2
    https://radugasad21.ru/files/1141.pdf

2.10.    Полифункциональность материалов    2
    https://radugasad21.ru/files/1141.pdf

2.11.    Вариативность среды    2
    https://radugasad21.ru/files/1141.pdf

    
        Оценка взаимодействия сотрудников с детьми   
2.12.    Доступность среды    1    https://disk.yandex.ru/i/I4aN8v6H37X-0A

2.13.    Безопасность предметно-пространственной среды    1    https://www.radugasad21.ru/files/1061.pdf

2.14.    Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки    1    https://www.radugasad21.ru/files/1101.pdf

2.15.    Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей
друг с другом в разных видах деятельности    1    https://www.radugasad21.ru/files/1101.pdf

2.16.    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
https://www.radugasad21.ru/files/1068.pdf

           

Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования           
Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
Наличие рабочих программ в ДОО           
Наличие в рабочих программах педагогов ДОО содержания по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»           
Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
Кадровые условия:    Количество педагогов   
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО по штатным расписаниям   
Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами           
Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом(младшими воспитателями и помощниками воспитателей)           
Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников           
Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников           
Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО           
Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)           
Нагрузка на педагогов    Соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов в ДОО   
    среднее
значение    минимальное
значение    Максималь
ное
значение   
Развивающая предметно-пространственная среда
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества образовательных условий в ДОО
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Содержательная-насыщенность среды           
Трансформируемость пространства           
Полифункциональность материалов           
Вариативность среды           
Доступность среды           
Безопасность предметно¬пространственной среды           
Психолого-педагогические условия
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества образовательных условий в ДОО (раздел «Психолого-педагогическиеусловия»)
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки           
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности           
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности3           
Защита детей от всех форм физическогои психического насилия           
Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества реализации адаптированных образовательных программ, реализуемых в ДОО
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Наличие ДОО, реализующих адаптированные основные образовательные программы           
Соответствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных и утвержденных в ДОО, требованиям ФГОС ДО           
Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)
Участие семьи в образовательной деятельности
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества взаимодействия ДОО с семьей
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Наличие нормативно-правовыхдокументов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей           
Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей           
Количество родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.)    Количество родителей   
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества родителей воспитанников ДОО   
           
Удовлетворённость семьи образовательными услугами
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества взаимодействия ДОО с семьей
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Изучение удовлетворенности семьи образовательными услугами           
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Наличие разнообразных форм поддержки развития ребенка в семье (с учетом ее специфики)           
Обеспечение здоровья, безопасности, качество услуг по присмотру и уходу
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель    Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества обеспечения здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников           
Обеспечение комплексной безопасности в ДОО           
Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми           
Повышение качества управления в ДОО
    Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель   
    В
абсолютных
числах    Доля в % от общего количества ДОО   
Наличие у руководителя требуемого
профессионального
образования           
Разработана и функционирует ВСОКО           
Наличие программы развития ДОО           
2.16.    Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности    1   
https://radugasad21.ru/files/1134.pdf
2.17.    Защита детей от всех форм физического и психического насилия    1    https://disk.yandex.ru/i/TmwYR9Skfngc_Q

3.    Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)
    Участие семьи в образовательной деятельности
        Уровень взаимодействия с родителями и компетентность в данном направлении   
3.1.    Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей    1    https://radugasad21.ru/files/1139.pdf

3.2.    Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей    1    https://radugasad21.ru/files/1140.pdf

        Количество семей
3.3.    Количество семей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.)    15
    https://www.radugasad21.ru/files/1126.pdf

3.4.    Удовлетворённость семьи образовательными услугами    71%    https://www.radugasad21.ru/files/1065.pdf

3.5.    Индивидуальная поддержка развития детей в семье    6    https://www.radugasad21.ru/files/1120.pdf

4.    Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу

        Соответствие всех элементов среды требованиям   
4.1.    Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников    2
    https://radugasad21.ru/files/1138.pdf

4.2.    Обеспечение комплексной безопасности в ДОО    2
    https://disk.yandex.ru/i/5kLBA4J1l8nH2g

https://disk.yandex.ru/i/DM-oQ7aUOBXxog

4.3.    Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми    1    https://disk.yandex.ru/i/DM-oQ7aUOBXxog

5.    Повышение качества управления в ДОО
        Оценка эффективности деятельности руководителя ДОО   
5.1.    Наличие у руководителя требуемого
профессионального
образования    1    https://radugasad21.ru/files/1123.pdf

5.2.    Разработана и функционирует ВСОКО в ДОО    1   
https://disk.yandex.ru/i/CV3MlPWr2C_SMQ

5.3.    Наличие программы развития ДОО    1   
https://radugasad21.ru/files/672.pdf


6.    Выявление успешных практик    имеется    https://radugasad21.ru/files/1137.pdf