МКДО
Образовательная политика, нацеленная на повышение эффективности управления образованием и достижение высоких образовательных результатов общего образования, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, ставит задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
Рособрнадзор разработал систему мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) Российской Федерации, соответствующую требованиям Закона об образовании и ФГОС ДО и позволяющую учесть особенности реализации дошкольного образования в субъектах РФ.
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации — объективный, прозрачный, валидный и надежный — формирует единые подходы к оценке качества, унифицирует понимание требований нормативных документов, регулирующих деятельность ДОО и его работников, позволяет сформировать комплекс надежных данных для развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации.
ЦЕЛИ МКДО
МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации.
МКДО формирует поток надежных данных о текущем состоянии и динамике развития системы дошкольного образования Российской Федерации, необходимых для определения целей, задач, стратегий и программ развития системы, расчета эффективности их реализации.
ЗАДАЧИ МКДО
МКДО призван решить следующие задачи:
- определить единые области и показатели качества, определяющие структуру данных о состоянии и динамике развития качества образования и деятельности образовательной системы РФ в целом;
- определить механизмы, процедуры и требования к инструментарию и техно- логическим решениям для сбора, обработки и анализа информации МКДО;
- обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном, региональном и федеральном уровне и формирование базы надежных данных о состоянии и динамике развития образовательных систем;
- обеспечить доступность данных мониторинга для системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, совершенствования деятельности по повышению эффективности управления образованием и образовательной деятельности, в качестве основы для развития дошкольного образования на всех уровнях управления системой дошкольного образования;
- обеспечить условия для информирования заинтересованных лиц о результатах МКДО.
ПРИНЦИПЫ МКДО
- Ориентация на формирование единого образовательного пространства России.
- Ориентация на поддержку разнообразия детства.
- Ориентация на поддержку развития региональных систем дошкольного образования.
- Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений.
- Ориентация на создание развивающей образовательной среды.
- Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
- Ориентация на непрерывное совершенствование.
- Ориентация на открытость и консенсус.
ОБЪЕКТЫ МКДО
- группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
- система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
- система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА МКДО
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
- Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
При реализации мониторинга в субъектах РФ может быть добавлена «Область качества 10. Реализация регионального компонента дошкольного образования». Показатели и индикаторы данной области качества могут отражать региональные особенности реализации дошкольного образования.
Мониторинг качества дошкольного образования
№ |
Показатели |
Критерии |
Подтверждающие информацию документы |
1. |
Качество образовательных программ дошкольного образования |
||
|
|
Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО |
|
1.1. |
Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО |
1 |
|
1.2. |
Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1251.pdf
|
1.3 |
Наличие созданных условий для обучающихся с ОВЗ |
- |
- |
1.4 |
Содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1252.pdf
|
2. |
Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) |
||
|
Кадровые условия: |
Количество педагогов |
|
2.1. |
Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами |
4
|
|
2.2. |
Обеспеченность ДОО учебновспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей) |
1
|
|
2.3. |
Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) |
3
|
|
2.4. |
Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО |
4
|
|
2.5. |
Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников |
2
|
|
2.6. |
Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников |
0
|
- |
2.7. |
Нагрузка на педагогов |
|
|
|
Развивающая предметно-пространственная среда |
||
|
|
Организация среды в ДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы |
|
2.8. |
Содержательная-насыщенность среды |
1, спортивное оборудование |
|
2.9. |
Трансформируемость пространства |
2
|
https://radugasad21.ru/files/1263.pdf
|
2.10. |
Полифункциональность материалов |
2
|
https://radugasad21.ru/files/1263.pdf
|
2.11. |
Вариативность среды |
2
|
https://radugasad21.ru/files/1264.pdf
|
|
|
||
|
|
Оценка взаимодействия сотрудников с детьми |
|
2.12. |
Доступность среды |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1265.pdf
|
2.13. |
Безопасность предметно-пространственной среды |
1 |
|
2.14. |
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки |
1 |
|
2.15. |
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности |
1 |
|
2.16. |
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1269.pdf
|
2.17. |
Защита детей от всех форм физического и психического насилия |
1 |
|
3. |
Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) |
||
|
Участие семьи в образовательной деятельности |
||
|
|
Уровень взаимодействия с родителями и компетентность в данном направлении |
|
3.1. |
Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1236.pdf
|
3.2. |
Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей |
1 |
https://radugasad21.ru/files/1253.pdf
|
|
|
Количество семей |
|
3.3. |
Количество семей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.) |
15
|
|
3.4. |
Удовлетворённость семьи образовательными услугами |
88% |
|
3.5. |
Индивидуальная поддержка развития детей в семье |
14 |
|
4. |
Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу |
||
|
|
Соответствие всех элементов среды требованиям |
|
4.1. |
Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников |
|
|
4.2. |
Обеспечение комплексной безопасности в ДОО |
2
|
|
4.3. |
Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми |
1 |
|
5. |
Повышение качества управления в ДОО |
||
|
|
Оценка эффективности деятельности руководителя ДОО |
|
5.1. |
Наличие у руководителя требуемого профессионального образования |
1 |
|
5.2. |
Разработана и функционирует ВСОКО в ДОО |
1 |
https://disk.yandex.ru/i/CV3MlPWr2C_SMQ
|
5.3. |
Наличие программы развития ДОО |
1 |
https://radugasad21.ru/files/672.pdf
|
6. |
Выявление успешных практик |
|
|
|
|
|
|
№ Показатели Критерии Подтверждающие информацию документы
1. Качество образовательных программ дошкольного образования
Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО
1.1. Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО 1 https://www.radugasad21.ru/files/935.pdf
https://disk.yandex.ru/i/421T-dzjI36M3g
1.2. Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования 1
https://disk.yandex.ru/i/_-YuHvnlkoMtzQ
https://disk.yandex.ru/i/mX6zgY9z8U3D-Q
1.3 Наличие созданных условий для обучающихся с ОВЗ 0 https://disk.yandex.ru/i/I4aN8v6H37X-0A
1.4 Содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие 1
https://www.radugasad21.ru/files/1118.pdf
2. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
Кадровые условия: Количество педагогов
2.1. Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами 4
https://disk.yandex.ru/i/svPFoxJbKk86hw
2.2. Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями и помощниками воспитателей) 1
https://disk.yandex.ru/i/hWz3Qbu-titNug
2.3. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) 3
https://radugasad21.ru/files/1123.pdf
2.4. Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО 4
https://disk.yandex.ru/i/svPFoxJbKk86hw
2.5. Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников 0
2.6. Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников 0
2.7. Нагрузка на педагогов
https://disk.yandex.ru/i/hWz3Qbu-titNug
Развивающая предметно-пространственная среда
Организация среды в ДОУ обеспечивает реализацию основной образовательной программы
2.8. Содержательная-насыщенность среды 1, спортивное оборудование
https://radugasad21.ru/files/1141.pdf
2.9. Трансформируемость пространства 2
https://radugasad21.ru/files/1141.pdf
2.10. Полифункциональность материалов 2
https://radugasad21.ru/files/1141.pdf
2.11. Вариативность среды 2
https://radugasad21.ru/files/1141.pdf
Оценка взаимодействия сотрудников с детьми
2.12. Доступность среды 1 https://disk.yandex.ru/i/I4aN8v6H37X-0A
2.13. Безопасность предметно-пространственной среды 1 https://www.radugasad21.ru/files/1061.pdf
2.14. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки 1 https://www.radugasad21.ru/files/1101.pdf
2.15. Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей
друг с другом в разных видах деятельности 1 https://www.radugasad21.ru/files/1101.pdf
2.16. В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
https://www.radugasad21.ru/files/1068.pdf
Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования
Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
Наличие рабочих программ в ДОО
Наличие в рабочих программах педагогов ДОО содержания по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)
Кадровые условия: Количество педагогов
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО по штатным расписаниям
Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами
Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом(младшими воспитателями и помощниками воспитателей)
Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников
Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников
Своевременность повышения квалификации педагогов и руководителя ДОО
Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности)
Нагрузка на педагогов Соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов в ДОО
среднее
значение минимальное
значение Максималь
ное
значение
Развивающая предметно-пространственная среда
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества образовательных условий в ДОО
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Содержательная-насыщенность среды
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность предметно¬пространственной среды
Психолого-педагогические условия
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества образовательных условий в ДОО (раздел «Психолого-педагогическиеусловия»)
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности3
Защита детей от всех форм физическогои психического насилия
Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества реализации адаптированных образовательных программ, реализуемых в ДОО
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Наличие ДОО, реализующих адаптированные основные образовательные программы
Соответствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных и утвержденных в ДОО, требованиям ФГОС ДО
Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)
Участие семьи в образовательной деятельности
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества взаимодействия ДОО с семьей
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Наличие нормативно-правовыхдокументов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей
Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей
Количество родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.) Количество родителей
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества родителей воспитанников ДОО
Удовлетворённость семьи образовательными услугами
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества взаимодействия ДОО с семьей
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Изучение удовлетворенности семьи образовательными услугами
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Наличие разнообразных форм поддержки развития ребенка в семье (с учетом ее специфики)
Обеспечение здоровья, безопасности, качество услуг по присмотру и уходу
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель Ссылка на приказ об утверждении результатов проверки (мониторинга) по оценке качества обеспечения здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Обеспечение комплексной безопасности в ДОО
Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми
Повышение качества управления в ДОО
Количество ДОО, в которых полностью подтвержден данный показатель
В
абсолютных
числах Доля в % от общего количества ДОО
Наличие у руководителя требуемого
профессионального
образования
Разработана и функционирует ВСОКО
Наличие программы развития ДОО
2.16. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 1
https://radugasad21.ru/files/1134.pdf
2.17. Защита детей от всех форм физического и психического насилия 1 https://disk.yandex.ru/i/TmwYR9Skfngc_Q
3. Взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)
Участие семьи в образовательной деятельности
Уровень взаимодействия с родителями и компетентность в данном направлении
3.1. Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей 1 https://radugasad21.ru/files/1139.pdf
3.2. Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОО с семьей 1 https://radugasad21.ru/files/1140.pdf
Количество семей
3.3. Количество семей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер- классы, спортивные праздники, трудовые акции родительские собрания и др.) 15
https://www.radugasad21.ru/files/1126.pdf
3.4. Удовлетворённость семьи образовательными услугами 71% https://www.radugasad21.ru/files/1065.pdf
3.5. Индивидуальная поддержка развития детей в семье 6 https://www.radugasad21.ru/files/1120.pdf
4. Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу
Соответствие всех элементов среды требованиям
4.1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 2
https://radugasad21.ru/files/1138.pdf
4.2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОО 2
https://disk.yandex.ru/i/5kLBA4J1l8nH2g
https://disk.yandex.ru/i/DM-oQ7aUOBXxog
4.3. Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми 1 https://disk.yandex.ru/i/DM-oQ7aUOBXxog
5. Повышение качества управления в ДОО
Оценка эффективности деятельности руководителя ДОО
5.1. Наличие у руководителя требуемого
профессионального
образования 1 https://radugasad21.ru/files/1123.pdf
5.2. Разработана и функционирует ВСОКО в ДОО 1
https://disk.yandex.ru/i/CV3MlPWr2C_SMQ
5.3. Наличие программы развития ДОО 1
https://radugasad21.ru/files/672.pdf
6. Выявление успешных практик имеется https://radugasad21.ru/files/1137.pdf
- Качество образовательных программ дошкольного образования
- Качество образовательных условий в ДОО
- Взаимодействие с семьей
- Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу
- Повышения качества управления в ДОО
- Программа мониторинга качества дошкольного образования МБДОУ д/с №21 "Радуга"