Федеральная инновационная площадка

В июле 2023 года МБДОУ д/с №21 «Радуга» был присвоен статус сетевой инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по теме: "Картинная галерея в детском саду".
Образовательный проект "Картинная галерея в детском саду" реализуется АНО ДПО "Институт образовательных технологий", АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" и издательским домом "Агни" город Самара.
Цель проекта: организация картинной галереи в детском саду, для приобщения всех участников образовательного процесса: детей, взрослых и педагогов к миру живописи, творениям великих художников и воспитания любви к искусству.
Музейная педагогика в дошкольной организации, это современная область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Направление деятельности инновационной площадки:
- повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
- апробация инновационных форм продуктивного взаимодействия науки и практики для решения задач по приобщению всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи;
- разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду;
- разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.
Научные руководители сетевой инновационной площадки: от АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" – Чумичева Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета города Ростов-на-Дону; от АНО ДПО "Институт образовательных технологий" – Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор.

Актуальность проблемы:

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путем. При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Актуальность темы площадки состоит в необходимости приобщения дошкольников к таким видам искусства как живопись, графика и скульптура. Современные дети совершенно не интересуются данными видами искусства и погружены в виртуальный мир, а у родителей, зачастую, нет времени на какие-либо занятия с ребенком и на походы в музей и картинную галерею.

Целью площадки является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к искусству через работу картинной галереи и создание мини-музеев в ДОУ.

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры, представления о себе, семье, Родине, о национальной культуре и истории родного края. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей педагогов ДОУ является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Планируемые результаты (что будет достигнуто):

1. Повышение имиджа дошкольного учреждения в социальном окружении города.

2. Развитие социального партнерства с родительской общественностью.

3. Создание условий для познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников:

˗ Повышение интереса к истории родного города, культурному наследию.

˗ Проявление интереса к изобразительной деятельности, различным видам искусства, желание изображать красоту родной природы, используя все доступные изобразительные средства.

˗ Наличие представлений о профессии художника, ее особенностях.

˗ Наличие представлений о некоторых саратовских художниках, их картинах.

˗ Умение ориентироваться в жанрах живописи.

4. Повышение профессионализма педагогов.

5. Создание методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду.

6. Расширение картинной галереи в ДОУ, пополнение новыми экспонатами.

7. Разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.

Основные задачи инновационной деятельности:

1. Организация спектра дополнительных услуг для воспитанников по художественному развитию дошкольников.

2. Пополнение художественной галереи новыми экспозициями картин.

3. Расширение спектра мероприятий, форм работы для развития творческих способностей детей, ознакомление и приобщение к искусству воспитанников ДОУ.

4. Развитие социального сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и привлечение новых партнеров.





Педагоги детского сада продолжают знакомить детей с разными жанрами живописи.  Педагог инновационной площадки Попова Любовь Сергеевна познакомила детей с таким жанром как натюрморт. В детском саду прошла выставка известных художников натюрмористов, на которой дети познакомились с разной техникой изображения предметов.

123

Ребята выбрали наиболее понравившуюся им картину и обсудили друг с другом её детали, гамму цветов, технику изображения и общее впечатлеие о ней.

123

Дети старшего дошкольного возраста из подручных материалов сделали свой натюрморт. С помощью воздушного пластелина слепили фрукты, выбрали горшок с комнатным цветком, все эти предметы красиво раставили и украсили яркими предметами.

123 123

Ребята младшего возраста тоже заинтересовались натюрмортом и сделали свою репродукцию картины из цветов и фруктов.

123

 


В детском саду, воспитатели провели совместное занятие с родителями и детьми по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манкой) «Волшебный зимний лес». Занятие состояло из двух частей. Первая часть была направлена на художественно - познавательное развитие детей, в которой дети, прослушав музыкальное произведение и выделив главные компоненты музыки, определили тему занятия, рассмотрели и обсудили презентацию картин зимнего пейзажа, отгадывали загадки на зимнюю тему, с помощью физической минутки «Вот студеною зимой» совершили прогулку в зимний, волшебный лес. В конце прогулки, прослушав вместе с родителями зимнюю музыкальную композицию, представили свой волшебный, зимний лес. Вторая часть занятия заключалась в рисовании зимнего пейзажа с помощью нетрадиционной техники: клея ПВА и манки. Родители вместе с детьми обсудили сюжет своей картины, и взрослые с помощью клея нарисовали композицию, а дети с помощью манки завершили рисунок. 

123  

 123 123 123 123 123

 

1 декабря – первый день зимы.

В этот день дошкольники рассмотрели картину Ю.Ю. Клевера «Пурга надвигается».

123

Вместе с воспитателем, дети представили, что оказались внутри картины. Каждый ребенок сразу ощутил холодный, пронизывающий ветер, бьющийся об лицо колючий снег.  

123

С помощью дыхательной гимнастики, дети согрели ручки и носики и им сразу захотелось пойти в теплый, уютный дом. На вопрос «Кто живет в домике?», ребята хором ответили бабушка и дедушка, а на вопрос «Чем нас будет угощать бабушка?», дети сказали чаем и пирожками.

123 123

Воспитатель предложила дошкольникам попутешествовать во времени. Вместе с Волшебником Будущего Времени переместились на несколько дней вперед, где тихая и спокойная погода. Каждый ребенок рассказал, что бы он делал. Ответы ребят были самые разнообразные: катание на лыжах, санках и коньках; игры в снежки и построение снежных крепостей, а кто – то просто захотел побродить по пушистому снегу и полюбоваться природой.

123


 


Осень – прекрасная пора.

 

Вся разноцветная, вот красота!

Долго трудились яркие краски,

Природа вышла красивой, как в сказке.

 

Осенние краски – не с чем не сравнимое явление природы. В каждый временной отрезок осени они разные и прекрасные. Художников и поэтов всегда восхищали краски золотой осени. Вот и мы с детьми совершили ряд ознакомительных экскурсий по слободе, в которых рассмотрели красоты нашей природы.

Воспитатель Полуэктова Инна Сергеевна рассмотрела вместе с детьми аллею берез, растущих около детского сада. Она обратила внимание детей на такие особенности деревьев как цвет ствола, форму листьев, строение дерева.

123 123

Осматривая ясень, воспитатель сделала акцент на не равномерный окрас листьев дерева. Желтый цвет постепенно вытесняет зелёный и в данный момент дерево желто – зеленое. Так же ребята обратили внимание на необычную пяти – листовую форму листьев. 

123  123 

Инна Сергеевна познакомила детей с белым и пирамидальным тополем. Вместе с ребятами сравнили два дерева и сделали вывод о сходстве и различии деревьев.

123

Во время экскурсии, старшие дошкольники заметили, что у белого тополя и березы есть сходства. У обоих деревьев белый ствол и одинаковая форма листьев. Ребята оказались очень наблюдательны и нашли различия между деревьями по структуре листьев и строению дерева.

Вечнозеленые ели и сосны всегда смотрятся свежо и красиво среди деревьев, покрытых золотом. Рассматривая сосны, Инна Сергеевна обратила внимание младших дошкольников на необычность этих деревьев. Ребята рассказали воспитателю в чем заключается индивидуальность этих деревьев.

 

123

В ходе проведения экскурсий, Инна Сергеевна показала детям контраст красок осени, когда одни деревья ещё зеленые, другие желтые, а третьи уже скинули свою листву.

После обучающих экскурсий, ребята вместе совершили прогулку по парку и роще, любуясь прекрасной природой и теплым днем.

123 123

 

После ознакомительных экскурсий, Инна Сергеевна рассмотрела с детьми репродукции картин художников по теме «Осень»: Е.Е.Волков «Октябрь» И.И. Левитан "Золотая осень", И.С. Остроухов «Золотая осень». В каждой картине, дошкольники увидели необычность красок, красивый и запоминающийся пейзаж. Инна Сергеевна, обращала внимание детей на деревья, которые изображены на картине, и дошкольники с легкостью называли их.

123

Ребята заметили, что пейзаж на репродукции картины И.И.левитана «Золотая осень» очень похож на нашу местность и тогда воспитатель вместе с детьми подробно рассмотрев репродукцию нашли похожие места в нашей слободе

123

По закреплению пройденного материала и на развитие внимание, памяти и восприятия, детям было предложено выполнить задание «Где это?». Инна Сергеевна раздала детям специальные инструменты – лупы и фрагменты картин. Ребята, рассмотрев фрагменты назвали картину и автора, а потом с помощью лупы нашли фрагменты.

123 123 123

В закреплении темы «Золотая осень», воспитатель предложила детям нарисовать осеннее дерево в технике рисования точками.


123 123

В рамках регионального компонента, воспитатель Михеева Виктория Сергеевна сделала выставку репродукций картин художников донского края, на которой рассказала детям о необычности, красоте и уникальности природе, быта и жизни казаков. 

123