Формирование социальной уверенности у детей
Консультация для воспитателей ДОУ на тему:
«Формирование социальной уверенности у детей
старшего дошкольного возраста».
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально
личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из
компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному
образованию.
Как показывает практика, многие дети не умеют сотрудничать со
сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества
в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных
отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида,
агрессивность, эмоциональная подавленность. В дальнейшем, для успешного
обучения в школе, детям необходимо научиться работать коллективно и в
определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и
согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым
правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в
условиях специально организованной деятельности, направленной на
приобретение позитивного опыта совместного с другими существования.
Социально неуверенные дети это дети, не умеющие гармонично
взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром.
Социальная неуверенность прежде всего неуверенность в самом себе, в своей
уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти
свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным
качеством и перейти во взрослую жизнь.
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую,
эмоциональную, умственную и т.д.). В результате этой активности появляются
новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования
в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми
ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.
Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и
психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок,
может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что
отражается на его развитии.
Социально неуверенное поведение характеризуется несколькими аспектами:
1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные
страхи(страх расставания сблизкими, страх быть в центре внимания, страх
социальных контактов и т.д.) и дефицит социальных навыков.
2. Порочный круг «социальный страх социально неуверенное поведение»
постепенно становится установкой, которая приводит к реакции
беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения,
неприятия, безынициативности и т.п.
3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при
мысленном или реальном взаимодействии с социумом.
4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание
к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии
воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять
истории и т.п.; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность;
повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе.
5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие
стереотипы.
Признаки социально неуверенного ребенка
Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или
пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении
перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т.п.);
тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая,
несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального
состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных
контактов (особенно с незнакомыми людьми), самоизоляция в группе;
неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать,
высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на
компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми;
паника при трудностях.
Поэтому перед педагогами стоит задача помочь детям найти свое место в
обществе, приобрести социальную уверенность.
Социальная уверенность это осознанный способ гармоничного
взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром,
применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.
В основе социальной уверенности лежит положительная «Яконцепция»,
возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.
Социально уверенное поведение характеризуется следующими умениями:
-проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать
последствия своих действий и ситуаций;
-выбирать способ поведения и действия,оптимальные и характерные для той
или иной коммуникативной ситуации;
-управлять блокирующими чувствами, т. е. негативными эмоциями (гнев,
агрессия, ненависть, обида, вина и т.п.), трансформировать их в продуктивную форму поведения;
-реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за
счет других);
-к умениям выражать свои права и чувства по отношению к
другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т.п.);
-адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать
себя в общении с другими людьми;
-разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.
Признаки социально уверенного ребенка
У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения
энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение;
отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально
открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может
заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он
стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и
чувства.
Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила, но и происходит побуждение ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры.
Этапы развития социализации
1й этап направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение
детей, создание коллектива.
2й этап направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и
навыков самоутверждающего поведения.
3й этап направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально
перцептивных способностей.
4й этап направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.
5й этап направлен на развитие социальнокоммуникативных умений детей.
Основной формой организации педагогической работы является занятие,
проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (1012
человек).
Структура занятия:
• Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление
контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных
детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со
взрослым.
• Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие
смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети
погружаются в мир сказочных путешествий, приключений. Дети осваивают
новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы
взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в
совместной деятельности.
• Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта
переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая
подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для
социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные
представления о себе и своих возможностях.
В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги:
побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры
они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться
друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о
полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность
каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те
изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями,
чувствами, которые Вы испытывали на занятии.
Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе, смотрят в глаза друг другу.
Формы организации деятельности с детьми вне занятий
1.Групповые ритуалы (приветствия, прощания).
Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию
установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым
ребенком.
Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет закрепить
положительные переживания ситуаций групповой деятельности и
взаимоотношений в группе.
Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их
продолжительность не более 3х минут. Использование ритуалов создает у
детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой
сплоченности, более открытому выражению чувств.
2. Минутки общения. Это игры, включающие обмен действиями,
высказываниями, цель которых помочь детям сбросить напряжение после
занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу
доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 35 минут на одном
из перерывов между занятиями.
3. Дружеские посиделки. Это 10минутные беседы, которые проводятся в
конце дня. Цель их закрепить позитивные переживания детей, полученные
ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и
собственной деятельности.
Дети могут делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог
своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами.
Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая
«волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о
проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих
чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются
ритуалом прощания.
4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни
группы. Это оформление групповых помещений, создание групповых
альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т.д.
5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают
участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих
разные группы детского сада.
6. Праздники это совместная деятельность детей, организованная в рамках
определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально
неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность
включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета,
игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности
детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение
вместе с другими детьми, чтение стихов).
7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным
ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица
героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные
способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха.
8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы,
поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе
с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения
и др.
Методы и приемы, используемые при развитии у детей социальной уверенности:
1. Наглядные:
Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр
на сотрудничество;
Демонстрацияжелаемых форм поведения помогает социально неуверенному
ребенку ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в
ситуации общения;
Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов.
2. Речевые:
Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях,
инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и
индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов
общения;
Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты
социальных взаимодействий между их героями;
Игры на развитие коммуникативных умений.
3. Практические методы:создание педагогом конкретных коммуникативных
ситуаций, в которых ребенок может освоить
умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым,
умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.
4.Игровые методы: создание необходимых условий для личностного
развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности –
игре.
5.Различные виды игр:
• Интерактивные включают обмен действиями между участниками,
установление невербальных контактов.
В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого
вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и
последовательность в установлении контактов (от социально безопасных,
общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями).
• Ритмические связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма;
• Коммуникативные включают обмен высказываниями,
установление вербальных контактов;
• Игры дискуссии совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации.
• Творческие подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых
действий в рамках заданной темы; игры инсценировки (включают
проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-ролевые
(направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях).
6.Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и
невербальные техники):
• Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности,
способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений,
пространственного расположения, отношений между ними и т.п.
• Упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы
(различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с
социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той
практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир,
социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с
другими людьми.
Преимущества использования игровых методов для социально
неуверенных детей заключаются в следующем:
• игра помогает выразить скрытые чувства;
• игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные
вопросы и проблемы;
• игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их
мотивацию;
• игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
• игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику
группового взаимодействия формального и неформального;
• игра дает возможность учиться различным способам общения и
подчеркивает важность эмоциональных реакций;
• игра является мотивирующей и эффективной, поскольку
предполагает интересное действие;
• игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику
игры;
• игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;
содержание и темп игры зависит от группы;
• игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными
ситуациями;
• в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои
чувства и эмоции;
• игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях
общения на позитивные.
Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога поотношению к ребенку:
• нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не
осуждать их;
• нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении
уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого;
• нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не
брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому
за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.
Важным условием результативности работы является взаимодействие
педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками
педагогического процесса.
Только полная включенность в работу по освоению ребенком
позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения,
так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении
социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и
социальной уверенности