Формирование социальной уверенности у детей

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: 
«Формирование социальной уверенности у детей 
старшего дошкольного возраста».


В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально­
личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из 
компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному 
образованию. 
Как показывает практика, многие дети не умеют сотрудничать со 
сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества 
в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных 
отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида, 
агрессивность, эмоциональная подавленность. В дальнейшем, для успешного 
обучения в школе, детям необходимо научиться работать коллективно и в 
определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и 
согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым 
правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в 
условиях специально организованной деятельности, направленной на 
приобретение позитивного опыта совместного с другими существования. 
Социально неуверенные дети ­ это дети, не умеющие гармонично 
взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром. 
Социальная неуверенность ­ прежде всего неуверенность в самом себе, в своей
уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти 
свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным 
качеством и перейти во взрослую жизнь.
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, 
эмоциональную, умственную и т.д.). В результате этой активности появляются
новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования 
в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми 
ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.
Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и 
психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, 
может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что 
отражается на его развитии.

 

Социально неуверенное поведение характеризуется несколькими аспектами:
1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные 
страхи(страх расставания сблизкими, страх быть в центре внимания, страх 
социальных контактов и т.д.) и дефицит социальных навыков. 
2. Порочный круг «социальный страх ­ социально неуверенное поведение» 
постепенно становится установкой, которая приводит к реакции 
беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения, 
неприятия, безынициативности и т.п. 
3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при 
мысленном или реальном взаимодействии с социумом. 
4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание 
к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии 
воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять
истории и т.п.; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность; 
повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе. 
5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие 
стереотипы.
Признаки социально неуверенного ребенка
Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или 
пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении 
перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т.п.); 
тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая, 
несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального 
состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных 
контактов (особенно с незнакомыми людьми), самоизоляция в группе; 
неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать, 
высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на 
компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми; 
паника при трудностях.
Поэтому перед педагогами стоит задача помочь детям найти свое место в 
обществе, приобрести социальную уверенность.

 

Социальная уверенность ­ это осознанный способ гармоничного 
взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, 
применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности. 
В основе социальной уверенности лежит положительная «Я­концепция», 
возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.
Социально уверенное поведение характеризуется следующими умениями:
-проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать 
последствия своих действий и ситуаций; 
-выбирать способ поведения и действия,оптимальные и характерные для той 
или иной коммуникативной ситуации; 
-управлять блокирующими чувствами, т. е. негативными эмоциями (гнев, 
агрессия, ненависть, обида, вина и т.п.), трансформировать их в продуктивную форму поведения; 
-реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за 
счет других);

-к умениям выражать свои права и чувства по отношению к 
другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания  и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т.п.); 
-адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать 
себя в общении с другими людьми; 
-разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.


Признаки социально уверенного ребенка


У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения 
энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение; 
отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально 
открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может 
заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он 
стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и 
чувства.

 

Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться  эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются  правила, но и происходит побуждение ребенка к экспериментированию,  созданию своих вариантов игры. 


Этапы развития социализации
1­й этап направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение 
детей, создание коллектива.
2­й этап направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и 
навыков самоутверждающего поведения.
3­й этап направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально­
перцептивных способностей.
4­й этап направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.
5­й этап направлен на развитие социально­коммуникативных умений детей.
Основной формой организации педагогической работы является занятие, 
проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (10­12 
человек).
Структура занятия: 
• Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление 
контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных 
детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со 
взрослым.
• Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие 
смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети 
погружаются в мир сказочных путешествий, приключений. Дети осваивают 
новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы 
взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в 
совместной деятельности. 
• Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта 
переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая 
подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для 
социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные 
представления о себе и своих возможностях.
В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги: 
побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры 
они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться 
друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о 
полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность 
каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те 
изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями, 
чувствами, которые Вы испытывали на занятии. 
Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются  в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе,  смотрят в глаза друг другу.


Формы организации деятельности  с детьми вне занятий
1.Групповые ритуалы (приветствия, прощания).
Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию 
установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым 
ребенком. 
Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет закрепить 
положительные переживания ситуаций групповой деятельности и 
взаимоотношений в группе. 
Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их 
продолжительность не более 3­х минут. Использование ритуалов создает у 
детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой 
сплоченности, более открытому выражению чувств. 
2. Минутки общения. Это игры, включающие обмен действиями, 
высказываниями, цель которых ­ помочь детям сбросить напряжение после 
занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу 
доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 3­5 минут на одном
из перерывов между занятиями.

3. Дружеские посиделки. Это 10­минутные беседы, которые проводятся в 
конце дня. Цель их ­ закрепить позитивные переживания детей, полученные 
ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и 
собственной деятельности.
Дети могут делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог 
своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами. 
Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая 
«волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о 
проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих 
чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются 
ритуалом прощания. 
4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни
группы. Это ­ оформление групповых помещений, создание групповых 
альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т.д. 
5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают 
участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих 
разные группы детского сада. 
6. Праздники ­ это совместная деятельность детей, организованная в рамках 
определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально 
неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность 
включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета, 
игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности 
детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение 
вместе с другими детьми, чтение стихов). 
7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным 
ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица 
героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные 
способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха. 
8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы, 
поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе 
с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения 
и др.

 

Методы и приемы, используемые при развитии у детей социальной уверенности:
1. Наглядные: 
Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр 
на сотрудничество;
Демонстрацияжелаемых форм поведения помогает социально неуверенному
ребенку ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в 
ситуации общения;
Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов. 
2. Речевые: 
Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях, 
инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и 
индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов 
общения;
Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты 
социальных взаимодействий между их героями; 
Игры на развитие коммуникативных умений. 
3. Практические методы:создание педагогом конкретных коммуникативных 
ситуаций, в которых ребенок может освоить 
умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым, 
умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.
4.Игровые методы: создание необходимых условий для личностного 
развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности – 
игре.
5.Различные виды игр:
• Интерактивные ­ включают обмен действиями между участниками, 
установление невербальных контактов.
В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого 
вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и 
последовательность в установлении контактов (от социально безопасных, 
общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями). 
• Ритмические ­ связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и  передачей ритма;
• Коммуникативные ­ включают обмен высказываниями, 
установление вербальных контактов; 
• Игры ­дискуссии­ совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации. 
• Творческие ­ подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых 
действий в рамках заданной темы; игры ­инсценировки (включают 
проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-­ролевые 
(направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях). 
6.Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и 
невербальные техники):
• Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, 
способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений, 
пространственного расположения, отношений между ними и т.п. 
• Упражнения, направленные на развитие сенсорно-­перцептивной системы 
(различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве). 
Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с
социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той 
практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, 
социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с
другими людьми.
Преимущества использования игровых методов для социально
неуверенных детей заключаются в следующем:
• игра помогает выразить скрытые чувства; 
• игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные 
вопросы и проблемы; 
• игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их 
мотивацию; 
• игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения; 
• игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику 
группового взаимодействия ­ формального и неформального; 
• игра дает возможность учиться различным способам общения и 
подчеркивает важность эмоциональных реакций; 
• игра является мотивирующей и эффективной, поскольку 
предполагает интересное действие;

• игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику 
игры; 
• игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам; 
содержание и темп игры зависит от группы; 
• игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными 
ситуациями; 
• в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои
чувства и эмоции; 
• игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях 
общения на позитивные.


Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога поотношению к ребенку:
• нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не 
осуждать их; 
• нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении 
уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого; 
• нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не 
брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому 
за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.
Важным условием результативности работы является взаимодействие 
педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками 
педагогического процесса.
Только полная включенность в работу по освоению ребенком 
позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения, 
так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении 
социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и 
социальной уверенности