

Программа психолога (подготовишки)
Пояснительная записка
У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка,идет активное развитие его познавательных возможностейНа протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ № 21 «Радуга» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятийдля дошкольников 6-7 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой,Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой«Цветик-Семицветик» Приключения будущих первоклассников.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Цель программы : раскрытие творческого ,эмоционально-нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы:
- Формирование личности, способной к самопознанию,имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;
- Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций,саморазвитие личности ребенка.
Продолжительность однократного занятия составляет 30 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия,периодичность встреч - 1 раз в неделю. Тематика и планы занятий могут меняться, но должна соблюдаться последовательность, взаимная преемственность тем.
В результате реализации программы ребенок учится:
- устанавливать причинно-следственные связи, выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи;
-делать умозаключения, отвечать на вопросы;
-должен быть ориентирован на понимание себя, своих чувств, желаний, поступков, поведения;
-у него должны быть сформированы интерес и установки на определение причин собственного и чужого поведения и его последствий.
- осмысливать события своей и социальной жизни; осознанно выбирать разные формы поведения; уметь строить и анализировать взаимоотношения с другими людьми.
Методами и средствами оценки результативности программы являются методы опроса ( тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Возрастные особенности детей:возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
Переход к младшему школьному возрасту.
Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничество,демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Новообразования:
- Внутренний план действий
- Произвольность всех психических процессов
- Возникновение соподчинения мотивов
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе
- Возникновение первой целостной картины мира
- Появление учебно-познавательного мотива
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1 |
Экспресс - диагностика в детском саду |
Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду».
|
Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. |
Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Октябрь
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Создание Лесной школы |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 19 |
1.Знакомство детей друг с другом. 2. Развитие навыков вербального и невербального общения. 3. Снятие телесного и эмоционального напряжения. 4.Создание эмоционально положительного климата в группе. |
Цветные полоски бумаги, фломастеры, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей |
2. |
Букет для учителя |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 23 |
1. Продолжение знакомства детей друг с другом. 2. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения. 3. Развитие эмоциональной сферы детей. 4. Развитие внимания, памяти, мышления. 5.Развитие мелкой мускулатуры руки. 6.Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Радость", разрезные картинки с пиктограммой "Радость" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей |
3. |
Смешные страхи |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 |
1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. 2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. 3. Развитие эмоциональной сферы детей. 4. Развитие внимания, памяти, воображения 5. Развитие мелкой мускулатуры руки. 6.Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Страх", разрезные картинки с пиктограммой "Страх" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей |
4. |
Игры в школе |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 |
1. Развитие коммуникативных навыков 2. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 3. Развитие умение выступать публично. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Времена года" |
Ноябрь
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Школьные правила |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 |
1. Развитие навыков культурного общения. 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, памяти, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Что хорошо, что плохо" |
2. |
Собирание портфеля |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 44 |
1. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, портфель. |
3. |
Белочкин сон |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 50 |
1. Развитие эмоциональной сферы 2. Развитие коммуникативной сферы. 3. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфельчик со школьными принадлежностями, пиктограмма "Удивление", разрезные картинки с пиктограммой "Удивление" для каждого ребенка |
4. |
Госпожа Аккуратность |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 55 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. 2. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, 3 силуэта ладошки из картона красного, желтого и зеленого цветов, перышко |
Декабрь
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Жадность |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 59 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. 2. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, разрезная картинка для коллективной работы, карточки с изображениями животных |
2. |
Волшебное яблоко |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65 |
1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. 2. Развитие эмоциональной сферы 3. Развитие внимания, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Стыд", разрезные картинки с пиктограммой "Стыд" для каждого ребенка, мяч |
3. |
Подарки в день рождения |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69 |
1. Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. 2. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей. |
4. |
Домашнее задание |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 75 |
1. Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре. 2.Развитие речи и логического мышления. 3. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных предметов |
Январь
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Школьные оценки |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 80 |
1. Развитие навыков общения детей. 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 3. Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое) 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, парные картинки из двух наборов детского лото, мяч, музыка |
2. |
Ленивец |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 86 |
1. Развитие навыков общения детей. 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 3. Развитие слухового и зрительного внимания, распределения внимания. 4. Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки. 6. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, Ладошки, вырезанные из синего, красного и желтого картона, колечко, конверт со схемой |
3. |
Списывание |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик, предметные картинки |
Февраль
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Подсказка |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки из детского лото. |
2. |
Обманный отдых |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 100 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных действий |
3. |
Бабушкин помощник |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 107 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик |
4. |
Прививка |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 112 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения 3. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Робость", разрезные картинки с пиктограммой "Робость" для каждого ребенка, аптечка |
Март
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Больной друг |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, песня "Настоящий друг" |
2. |
Ябеда |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Брезгливость", разрезные картинки с пиктограммой "Брезгливость" для каждого ребенка |
3. |
Шапка - невидимка |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 127 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Самодовольство", разрезные картинки с пиктограммой "Самодовольство" для каждого ребенка |
4. |
Задача для Лисенка |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 132 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления, воображения. 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, |
Апрель
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
Спорщик Обида |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 138, 143 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, зеркало |
2. |
Хвосты |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 147 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотв. С.Я. Маршака "О мальчиках и девочках" |
3. |
Драки Грубые слова |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 152, 157 |
1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. 2. Развитие внимания, быстроты реакции. 3. Развитие логического и мышления, восприятия 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, цветок ромашка, сделанной из цветной бумаги |
4. |
Дружная страна |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 161 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, "полоса препятствий" |
Май
№ |
Название занятия |
Источник |
Цель |
Материалы |
1. |
В гостях у сказки До свидания, Лесная школа |
Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 165, 171 |
1. Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Развитие внимания, мышления 3. Развитие навыков вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, листы белой бумаги А4 |
2. |
Экспресс - диагностика в детском саду |
Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». |
Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. |
Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Список используемой литературы
- Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия подготовительной группе – М.: Книголюб, 2005
- Кряжев М.Г. Расстройства обучения.
- Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
- Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог.
- Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2010
- Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2010
- Л.Д. Постоева , Г.А. Лукина Интегрированные развивающие занятия для дошкольников 3-4,4-5, 6-7 лет.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
- Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога