Программа психолога (подготовишки)

123

 Пояснительная записка

У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка,идет активное развитие его познавательных возможностейНа протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ № 21 «Радуга» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятийдля дошкольников 6-7 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой,Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой«Цветик-Семицветик» Приключения будущих первоклассников.

Программа построена с учётом современных требований  педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого  к сложному,  принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.  

 

Цель программы : раскрытие творческого ,эмоционально-нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

- Формирование личности, способной к самопознанию,имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;

- Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций,саморазвитие личности ребенка.

Продолжительность однократного занятия составляет 30 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия,периодичность встреч - 1 раз в неделю. Тематика и планы занятий могут меняться, но должна соблюдаться последовательность, взаимная преемственность тем.

В результате реализации программы ребенок учится:

- устанавливать причинно-следственные связи, выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи;

-делать умозаключения, отвечать на вопросы;

-должен быть ориентирован на понимание себя, своих чувств, желаний, поступков, поведения;

-у него должны быть сформированы интерес и установки на определение причин собственного и чужого поведения и его последствий.

- осмысливать события своей и социальной жизни; осознанно выбирать разные формы поведения; уметь строить и анализировать взаимоотношения с другими людьми.

Методами и средствами оценки результативности программы являются методы опроса ( тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.

Возрастные особенности детей:возраст от 6 до 7 лет 

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

Переход к младшему школьному возрасту.

Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничество,демонстративное поведение).

Повышенная чувствительность.

Полное доверие взрослому, принятие точки взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий
  2. Произвольность всех психических процессов
  3. Возникновение соподчинения мотивов
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе
  5. Возникновение первой целостной картины мира
  6. Появление учебно-познавательного мотива

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Сентябрь

 

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Экспресс - диагностика в детском саду

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду».

 

Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Название занятия

Источник

                        Цель

Материалы

1.

Создание Лесной школы

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 19 

1.Знакомство детей друг с другом.

2. Развитие навыков вербального и невербального общения.

3. Снятие телесного и эмоционального напряжения.

4.Создание эмоционально положительного климата в группе.

Цветные полоски бумаги, фломастеры, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей

2.

Букет для учителя

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 23 

1. Продолжение знакомства детей друг с другом.

2. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения.

3. Развитие эмоциональной сферы детей.

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5.Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Радость", разрезные картинки с пиктограммой "Радость" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей

3.

Смешные страхи

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 

1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично.

2. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения.

3. Развитие эмоциональной сферы детей.

 4. Развитие внимания, памяти, воображения

5. Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Страх", разрезные картинки с пиктограммой "Страх" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей

4.

Игры в школе

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32

1. Развитие коммуникативных навыков

2. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

3. Развитие умение выступать публично.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Времена года"

         

 

 

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Школьные правила

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 

1. Развитие навыков культурного общения.

2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Развитие внимания, памяти, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Что хорошо, что плохо"

2.

Собирание портфеля

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 44

1. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, портфель.

3.

Белочкин сон

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 50

1. Развитие эмоциональной сферы

2. Развитие коммуникативной сферы.

3. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфельчик со школьными принадлежностями, пиктограмма "Удивление", разрезные картинки с пиктограммой "Удивление" для каждого ребенка

4.

Госпожа Аккуратность

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 55

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, 3 силуэта ладошки из картона красного, желтого и зеленого цветов, перышко

 

Декабрь

 

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Жадность

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 59 

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

2. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, разрезная картинка для коллективной работы, карточки с изображениями животных

2.

Волшебное яблоко

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

1. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

2. Развитие эмоциональной сферы

3. Развитие внимания, мышления

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Стыд", разрезные картинки с пиктограммой "Стыд" для каждого ребенка, мяч

3.

Подарки в день рождения

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69

1. Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.

2. Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения.

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей.

4.

Домашнее задание

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 75

1. Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре.

2.Развитие речи и логического мышления.

3. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных предметов

 

 

Январь

 

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Школьные оценки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 80 

1. Развитие навыков общения детей.

2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление)

3. Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое)

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, парные картинки из двух наборов детского лото, мяч, музыка

2.

Ленивец

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 86

1. Развитие навыков общения детей.

2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление)

3. Развитие слухового и зрительного внимания, распределения внимания.

4. Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти.

5. Развитие мелкой мускулатуры руки.

6. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, Ладошки, вырезанные из синего, красного и желтого картона, колечко, конверт со схемой

3.

Списывание

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, логического мышления

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик, предметные картинки

 

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Подсказка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, логического мышления

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических   процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки из детского лото. 

2.

Обманный отдых

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 100 

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных действий 

3.

Бабушкин помощник

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 107 

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик 

4.

Прививка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 112 

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения

3. Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Робость", разрезные картинки с пиктограммой "Робость" для каждого ребенка, аптечка

 

Март

 

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Больной друг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, песня "Настоящий друг" 

2.

Ябеда

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Брезгливость", разрезные картинки с пиктограммой "Брезгливость" для каждого ребенка

3.

Шапка - невидимка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 127

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Самодовольство", разрезные картинки с пиктограммой "Самодовольство" для каждого ребенка

4.

Задача для Лисенка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 132

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления, воображения.

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,

 

 

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Спорщик

Обида

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 138, 143 

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, зеркало 

2.

Хвосты

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 147

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотв. С.Я. Маршака "О мальчиках и девочках"

3.

Драки

Грубые слова

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 152, 157

1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

2. Развитие внимания, быстроты реакции.

3. Развитие логического и мышления, восприятия

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, цветок ромашка, сделанной из цветной бумаги

4.

Дружная страна

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 161

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, "полоса препятствий"

 

 

Май

 

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

В гостях у сказки

До свидания, Лесная школа

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 165, 171 

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Развитие внимания, мышления

3. Развитие навыков вербального и невербального общения

4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов 

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, листы белой бумаги А4 

2.

Экспресс - диагностика в детском саду

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду».

Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1.  Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия подготовительной группе – М.: Книголюб, 2005
  2. Кряжев М.Г. Расстройства обучения.
  3. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
  4.  Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог.
  5. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2010
  6. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2010
  7. Л.Д. Постоева , Г.А. Лукина Интегрированные развивающие занятия для дошкольников 3-4,4-5, 6-7 лет.
  8. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
  9.  Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога